НАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ "ЕНИСЕЙ"
Главная - Художники
А-Б    В-Г    Д-З    И-К    Л-М    Н-О    П-Р    С-Т    У-Ц    Ч-Ш    Э-Я

Словарь терминов

УГОЛЬ  - Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и породы дерева. Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый "прессованный" уголь, вырабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы). Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишен интенсивной черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет.
Уголь используют для рисунков большого формата или для рисования на бумаге с фактурной поверхностью. Этот материал хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с нее, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Основное выразительное свойство угля — бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге хорошо сочетается с углем мел, что делает рисунок контрастным, живописным.

ХОЛСТ - Это общепринятое в художественной среде название материала из ткани, на котором пишут картины. В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Они вырабатываются из пряжи, получаемой из растительных, синтетических и комбинированных волокон. Однако не все они пригодны в качестве живописного основания.
Холсты для живописи должны быть небелёными, плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины (основы и утка), без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей остатков костры). Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. Чаще всего используются: льняной, хлопчатобумажный, пеньковый, джутовый холсты, суровое полотно.
Ткань в качестве основы для живописи имеет большие преимущества перед другими материалами, но обладает своими недостатками. Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, переносить и перевозить, что очень удобно, особенно при организации передвижных выставок. Недостаток холста - слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.


Источники:



Большая Советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
Чернецова Е.М. Мировое искусство. Энциклопедический словарь.-М.:ВЕЧЕ,2005.
Главная    Художники    Объединение "Енисей"     Словарь терминов     О Лесосибирске