Интервью с генеральным директором Енисейской сплавной конторы.

Расскажите о себе.

Я родился в большой семье инженера. Получил хорошее домашнее воспитaние, кaчественное школьное обрaзование, позволившее с легкостью поступить в Сибирский технологический институт на лесоинженерный фaкультет. Первые двa курса учебa особо не увлекaлa, но с третьего годa, когдa стaла ясна профессиональная перспектива, я стал учиться осознанно и полюбил свою будущую профессию. Окончив институт в 1974 году, начал свою трудовую деятельность мaстером Стрелковского рейдa Енисейской сплавной конторы. Затем полетели годы профессионального роста: работал техноруком, начальником Стрелковского рейдa. В конце 1980-х был переведен со Стрелковского рейда в заводоуправление начальником производственного отдела, потом главным инженером.

Двенадцaтилетняя работа главным инженером не прошла даром. Зaкрепив на этой должности набранный опыт производственника на Стрелковском рейде, я с головой окунулся в производство – строительство объездной дороги поселка, паромной переправы, механизированного нижнего склада и ряда других направлений, а самое главное, строительство деревообрабатывающего комплекса – цеха ПДЦ, которое связало в единую цепочку лесозаготовки – сплав и переработку древесины. После акционирования и переименования предприятия в акционерное общество открытого типа «Енисейская сплавная контора» стал директором по производству – заместителем генерального директора ОАО «ЕнСПК». В апреле 1999 годa возглaвил предприятие в качестве генерального директора.

Что самое сложное в работе руководителя?

На мой взгляд, наиболее сложным и значимым в работе руководителя является создание команды. Грамотно подобранная команда это своего рода фундамент  организации. От «боеспособности» команды зависит дальнейшее развитие. Важно найти правильных людей, которые займут своё место в компании. И второй момент – создание атмосферы взаимного доверия и уважения.

Хочется отметить, что азы мастерства человек редко постигает в одиночку – во всем нужен Учитель. Первым учителем для меня, конечно же, был отец, инженер от Бога. Отец заложил крепкую, непоколебимую нравственную основу в моём характере, привил интерес к инженерной профессии. Вторым учителем стал Леонид Георгиевич Заболоцкий, начальник цеха, у которого я работал мастером на Стрелковском рейде. Но главным учителем, сумевшим увидеть во мне перспективного специалиста, был Григорий Сергеевич Лапицкий. Именно он, обладая опытом и знанием людей, разглядел во мне человека, как говорят, «одной крови». Наблюдая за моей работой, он не ошибся в своих выводах.

Сейчас моей главной задачей является сохранение всего, что было создано Лапицким на предприятии, все типы отношений в коллективе, все виды влияния СПК на уровень жизни в поселке Стрелка, и даже нравственный климат на всем пространстве влияния конторы.

Какие качества нужны руководителю для успеха в бизнесе?

Во-первых, уверенность в себе. Это основное, базовое качество. Нет смысла браться за что-либо, если нет уверенности в себе. Уверенность в себе формирует уверенность в том, что в тебя поверят люди, что компания будет развиваться, что ты достигнешь своих целей.

Во-вторых, нужно уметь слушать людей. Обратная связь очень важна. Зачастую руководитель не слышит своих сотрудников и выстраивает авторитарную модель взаимодействия. Конечно, такой подход отчасти можно объяснить влиянием советской системы, где все было построено на жестком управлении. Я более склонен к западному стилю управления, когда нет жесткого контроля, есть управление, основанное на личной ответственности и взаимном доверии. Именно такую систему в организации мы стараемся создать.

Я горжусь тем, что работаю в СПК 46 лет, имея одну-единственную!!! запись родного предприятия в трудовой книжке. Возглавляемое мной предприятие ОАО «Енисейская сплавная контора» за годы перестройки и в постперестроечное время сохранило коллектив, его уникальную особенность, не потеряло своих партнеров и приобрело новых.

Как завоевать любовь и уважение сотрудников?

Может, это звучит банально, но главное - это честность по отношению к сотрудникам. Необходимо отвечать за свои слова и выполнять обещания. Критерии оценки труда, финансовые и любые другие критерии должны быть четкими и прозрачными. Такой подход, безусловно, формирует уважительное и доверительное отношение.

Важно строить отношения по принципу «выиграл-выиграл». Достижения сотрудников влияют на рост компании, рост и развитие компании влияют на рост каждого сотрудника (в профессиональном, финансовом плане и т.п.)

Чего никогда не должен делать руководитель?

Злоупотреблять своим служебным положением и полномочиями, допускать неуважительное отношение к сотрудникам. В идеале, нужно создать такой «климат» в организации, когда сотрудник не будет ощущать себя маленьким винтиком в большом механизме, а будет чувствовать персонализированный подход и свою сопричастность к общему делу. 

Любому руководителю периодически приходится сталкиваться с проблемами. Как, с вашей точки зрения, нужно относиться к проблемам?

На мой взгляд, наиболее правильно придерживаться конструктивного подхода, когда проблема воспринимается своего рода ступенькой для достижения чего-то большего. В противном случае проблемы будут отнимать силы, нервы, энергию... Конечно, это непросто, необходима внутренняя работа, но, благодаря правильному отношению, трудности преодолеваются.

Что мотивирует персонал больше - денежная премия или похвала руководителя?

Думаю, что на сегодняшний день денежная премия является большим мотиватором. Сразу отмечу, что денежная премия и нематериальные формы мотивации дополняют друг друга. Необходимо постоянно поддерживать определенные ценности. Признание достижений - это только один из моментов, когда в отношениях с руководителем сотрудник понимает, что его действительно ценят. Что касается денежной мотивации, то здесь главным условием является прозрачность, т.е. важно чтобы человек понимал, что от его личных усилий зависит его финансовое благополучие.

Что помогает вам успевать больше, руководить лучше, добиваться большего? Какие «правила руководителя»  вы соблюдаете?

Во-первых, это самодисциплина. Если человек не может управлять собой, то он не сможет управлять чем-то большим, будь-то семья или организация. Контролировать себя необходимо начиная с самых простых вещей, например не опаздывать на работу. Потеря контроля в самых простых ситуациях порождает большие потери. Безусловно, необходимо держать свое слово и показывать личный пример. Такой подход формирует доверие, как внутри трудового коллектива, так и в отношениях с другими людьми.

Также важно уметь расставлять приоритеты, и находить в себе силы работать над наиболее сложными и важными задачами. Одного понимания недостаточно, необходимо посвящать этому время и силы.

На мой взгляд, в этом и заключается задача руководителя – работать над наиболее главными задачами, не распыляясь на мелочи.