Главная

«Коричневое утро» Франка Павлоффа как повод для открытого диалога с подростками

19 лет назад вышла в свет небольшая повесть известного французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро». Книга переведена на 25 языков мира. В повести затронута одна из самых сложных тем для детей и взрослых. Благодаря автору и его книге мы имеем возможность глазами героев увидеть, как зарождается новое государство Коричневых и к чему приводят новые законы о единомыслии. «Детская антифашистская книга?!»- спросите вы.- Такое может быть?!». Да. Должно быть и есть.

Именно такую книгу мы выбрали для программного чтения с семиклассниками школы № 2. Наш выбор был обусловлено еще и тем, что в феврале, а точнее 8 февраля, отмечается Международный День юного героя-антифашиста. Формат работы с книгой – «Проживание книги» - чтение с остановками, активное общение, создание творческих работ как визуализация смыслов.

Ребята создавали аппликации «Вид из окна в городе». Под музыкальное сопровождение они изображали пробуждение человека и вид из окна «коричневого» утра. Создав аппликацию, ребята формулировали настроение людей, живущих в этом городе. А затем завязался разговор вокруг психологического понимания коричневого цвета. Оказывается, символ этого цвета имеет две стороны: позитивную и негативную. Кроме стабильности и богатства, коричневый цвет также может означать авторитаризм и даже диктатуру. Коричневую форму, например, носили военные отряды немецкой партии, которая впоследствии стала нацистской. Именно поэтому фашизм до сих пор называют коричневой чумой. В своем негативном варианте этот цвет означает непоколебимую власть авторитетов, догматизм, чопорность.

Текст книги мы поделили на 5 частей. Читали их вслух, делали остановки и рассуждали о прочитанном, каждый озвучивал свою точку зрения, понимание смыслов было разным. После чтения ребята составляли «Своды законов» от имени департаментов культуры, образования и СМИ. Каждый департамент предлагал по одному закону, которые должны были бы работать на развитие Коричневого государства.

Затем ребята записывали в специальную схему (в виде фигуры человека – жителя Коричневого государства) свои рассуждения по поводу смыслового содержания прочитанной повести.

Вопросы и ответы схемы были такими:

- о таких книгах говорить… (нужно, хорошо, не хочется);
- книга заставляет…(задуматься);
- в книге говорится… (о безразличии жителей, о несправедливости);
- не хочется думать… (о воплощении содержания книги в жизнь, что коричневый цвет связывают с чем-то плохим, о жизнестойкости законов Коричневого государства);
- хочется верить… (что животных другого цвета (не коричневого) не будут убивать, что книга-выдумка, что такие законы меняют людей).

Библиотекари завершили встречу рекомендацией прочитать книгу Тода Штрассера «Волна» и посмотреть фильм «Эксперимент – 2», снятый по мотивам этой книги. На экране было выведено и читалось вслух стихотворение Матина Нимеллера «Когда они пришли…», его мы не стали комментировать, вот последние его строки.

«… Затем они пришли за мной,
И не осталось больше никого,
Кто бы мог протестовать».

Главный смысловой акцент нашей встречи с книгой Франка Павлоффа «Коричневое утро» - не быть равнодушными к происходящему вокруг!

Читаем и слушаем Родину Читаем и слушаем Родину Читаем и слушаем Родину Читаем и слушаем Родину Читаем и слушаем Родину

Дейнеко И.В.

Главный библиотекарь детской библиотеки № 10